В некоторых случаях предпочтительнее вести управленческий или налоговый учет. Бухгалтерия подготавливает финансовую отчетность в соответствии с требованиями законодательства. Управленческий учет координирует данные финансовых показателей и составляется в формате, приемлемом для владельцев бизнеса. Важнейшую контролирующую функцию в работе фирмы играет налоговый учет (НУ).
Как организуется налоговый учет
Способы ведения отчётности определяются ст. 313 Налогового кодекса России и по исполнению схожи по функциям с ведением бухгалтерского учета.
Ключевые принципы:
- использование денежной единицы рубль при проведении всех операций
- непрерывность оформления документации без пробелов
- разделение имущества, находящегося в собственности, от полученных в залог или арендованных объектов
- в зависимости от типа налогов они могут иметь временную определенность
- год за годом нормы используются без изменений, кроме тех случаев, когда меняется само законодательство
- доходы и расходы оформляются в едином отчётном периоде
Налоговая база рассчитывается по бухгалтерской информации. В случае, если это невозможно, владелец бизнеса обязан применять налоговые регистры. Часть из них формируется в соответствии с нормативными актами. Примером подобного вида отчётности являются специальные книги, в которых фиксируются продажи и покупки.
В некоторых случаях разработка регистров для учета налогов может производиться самостоятельно. В документах указываются полные реквизиты компании, указывается наименование, дата и тип проведенной операции, сумма и подпись лица, ее осуществившего. В маленьких компаниях налоговый учет проводится бухгалтерами, в более крупных фирмах создаются специальные подразделения.
Расчет налога на прибыль
Подсчёт этого показателя имеет ряд нюансов. Формально он аналогичен бухгалтерскому результату за определенный временной период.
Однако, расчёт налога на прибыль имеет ряд принципиальных особенностей:
- Лимит возможных затрат. При выплате командировочных и представительских расходов бухгалтерия должна рассчитывать затраты в заданных пределах.
- В учётной политике могут использоваться различные методов начисления износа, которые в бухгалтерии и налоговом учете могут существенно различаться.
- Формирование резервов под определенные расходы компании. При налоговом учете формировать накопления на отпускные выплаты или расходы на оплату сомнительных долгов необязательно.
Налог на добавленную стоимость
Для расчёта НДС в налоговом учете используются книги продаж и покупок, в которых фиксируются входящие и исходящие счета-фактуры. В конце квартала вычисляется сумма НДС, а также итог, который нужно возместить или вернуть из государственного бюджета Кроме того, применяют журнал входящих и исходящих счетов-фактур. Он используется в сотрудничестве с агентами, экспедиторами, подрядчиками, миссионерами и застройщиками.
Налоги на заработную плату
Работодатель обязан осуществлять страховые взносы и оплачивать НДФЛ, схожие по назначению. Их цель — выплаты в пользу трудоустроенных кадров. Налоговый учет зарплатных платежей привязан к бухгалтерскому.
Сельскохозяйственный налог
Расчёт показателей проводится путем вычисления разницы между доходами и расходами. Законодательно ЕСХН не может рассчитываться по данным бухгалтерии а а рассчитывается по фактической оплате. Так, индивидуальные предприниматели могут не вести бухгалтерию (согласно приказу Минфина РФ от 11.12.2006 номер 169 Н), а использовать книгу учета доходов и расходов.
УСН
Данные «упрощенки» вносятся в книгу учета доходов и расходов. Когда компания применяет объект «Доходы», то в КУДиР вносятся доходы и вычеты, объект «Доходы минус расходы» — применяются все разделы. По факту поступления и списания денежных средств данные отражаются в книге.
НДФЛ для индивидуальных предпринимателей
Если предприниматель не использует специальный режим, НДФЛ начисляется по общей налоговой системе (ОСНО). Необходима книга, как при УСН, ведется «по оплате», но в ином формате. В отличие от УСН, ИП платит НДС, платежи также отражаются в книге учета.
ЕНВД и патентная система
Налоговые суммы вычисляются на основании физических параметров — количества сотрудников, площади офисов, числа ТС и т.п. Для тех, кто использует ПСН, учет прибыли нужен для соблюдения лимита. Патентом можно пользоваться только, когда годовая выручка не больше 60 миллионов рублей. Для контроля ведется книга учета доходов.
Другие налоговые платежи
Обязательные налоги перечисляются в бюджет собственниками недвижимости, земли, автомобилей.
Налоговый учет заключается в определении количества объектов и их особенностей, формирующих базу для расчетов. Для недвижимости и земельного участка — это кадастровая цена объекта, для машин — мощность двигателя, выраженная в л.с.
Налоговый учет должны вести финансовые эксперты, обладающие соответствующими знаниями и опытом. Услуги по ведению налогового учета и бухгалтерские услуги могут вестись параллельно.