Эта статья — является кратким описанием бухгалтерского учета основных средств. Мы собрали базовые постулаты бухгалтерского и налогового учета, привели способы амортизации и списания ОС.
Основные средства — что к ним относится
Согласно закону, к основным средствам относится любое имущество организации, по отношению к которому можно применить четыре условия:
- Используется непосредственно для производства, оказания услуг, управленческой деятельности или сдачи в аренду с целью получения прибыли.
- Его планируется использовать как минимум в течение 12 месяцев.
- До окончания операционного цикла имущество не планируется продавать.
- Основные средства приносят какую-либо экономическую выгоду.
К ОС можно отнести, например, здание, где располагается предприятие, оборудование, скот на ферме (молочные коровы, курицы-несушки) и так далее. Ведение налогового и бухгалтерского учета подразумевает и упоминание природных богатств, стоимости земельного участка, а также каких-либо вложений для улучшения вышеперечисленных объектов.
При этом важно понимать, что к ОС не относится:
- Товар или готовая продукция. Они предназначены для дальнейшей перепродажи заинтересованным в этом лицам.
- Финансовые вложения, за исключением перечисленных выше.
- Товары или материалы, еще не дошедшие до производства или находящиеся на стадии монтажа.
Что такое инвентарный объект
Это неделимая единица основных средств. Им может выступать как один объект, например, стол, так и комплекс. В последнем части могут быть как соединены между собой, так и нет. Главное условие объединения — все части инвентарного комплекса могут выполнять свою функцию только в его составе. Отличный пример такого взаимодействия — персональный компьютер. Для каждого инвентарного объекта необходимо завести инвентарную карточку — по государственной форме ОС-6 или собственной, принятой на вашем предприятии.
Как получить первоначальную стоимость основных средств
В инвентарной карточке ОС указывается ее полная цена.
Она складывается из следующих сумм:
- цена покупки у поставщика
- цена за доставку, сборку
- стоимость консультаций, закупки информационных пособий для обучения пользования объектом
- наценка посредника, у которого было приобретено основное средство
- цена за импорт ОС
- госпошлина
В стоимость не входит НДС. Он просчитывается отдельно.
Как отразить принятие ОС
Первоначальная стоимость подробно отражается в дебете на счету 08. После установки и тестирований, иных мероприятий по подготовке объекта к работе, сумма списывается на дебет 01. Если цена ОС ниже 40 тысяч рублей, его можно провести по счету 10 «Материалы». В этом случае затраты списываются на счет «Основные расходы».
Что такое срок полезного использования
Под этим термином понимают период, когда ОС используется по прямому назначению. Длительность этого периода вычисляется индивидуально, по правилам, принятым в организации. Однако в постановлении РФ 1/01/2002 «О классификации основных средств» есть таблица, в которой указаны минимальные и максимальные сроки. Ее использование обязательно при налоговом учете.
Амортизация ОС
Согласно актуальному законодательству, после принятия ОС на учет необходимо проводить регулярную амортизацию. Это процесс, при котором часть первоначальной стоимости списывается в графу «Текущие расходы». Существует четыре способа амортизации. Чаще всего используется линейный, так как он подходит и для бухгалтерского, и для налогового учета. Для получения нужной суммы разделите первоначальную стоимость объекта на количество лет его планируемого использования. Для месячной амортизации разделите сумму еще на 12.
Прочие особенности
Возможно добровольно произвести переоценку ОС. Если сумма снизилась, это указывается на дебете 91 счета. Если повысилась — на дебете 01 счета.
Стоимость ремонта и обслуживания ОС учитываются на дебетовом счету расходов. Если в процессе была произведена модернизация объекта, улучшились его эксплуатационные свойства, расходы списывают на счет 08. В дальнейшем они указываются в счете 01, проводится переоценка.
После окончания срока полезного использования объект нужно списать. Перед списанием его осматривает комиссия. Первоначальная стоимость списывается в субсчете 01-В, расходы, связанные с перепродажей, — в дебете 91, а доходы — в кредите 91.
Учет основных средств — непростая задача. За несоблюдение законодательства вам грозит штраф. Поэтому если вы не уверены, что справитесь, закажите Бухгалтерские услуги в Таганроге от нашей компании!