Материальные активы, которые участвуют в производственном процессе при этом, сохраняют свою натуральную форму, называют основными средствами предприятия. О том, как правильно их списывать с бухгалтерского баланса, расскажем в этой статье.
Обоснование списания ОС
Для того, чтобы произвести списание объекта ОС с бухгалтерского баланса, необходимо обосновать и подтвердить прекращение действия хотя бы одного из условий, перечисленных ниже:
- производственный цикл объекта превышает год
- объект не предназначен для продажи
- объект может приносить экономический доход в будущем
- объект используется как средство производства при выполнении работ, услуг или предназначен для предоставления за плату во временное пользование
Когда требуется списание ОС
Объект основных средств списывается с бухгалтерского баланса в случае, когда он перестал приносить экономическую выгоду предприятию или пришел в негодность.
Согласно ФСБУ 6/2020 условия списания ОС являются следующие факты:
- завершение использования объекта ОС вследствие физического или морального износа, когда отсутствует перспектива продажи или возобновление использования
- передача объекта ОС в собственность другому лицу вследствие продажи, мены, вклада в капитал другой компании, передачи в аренду
- выбытие объекта ОС вследствие утраты или ЧС (пожар, авария и другое)
- завершение использование вследствие истечения эксплуатационных свойств объекта ОС
- прекращение деятельности организации
Списание объекта ОС предполагает соблюдение ряда процедур и заполнения необходимой документации. Поэтому, чтобы сэкономить время и исключить ошибки, обращайтесь за помощью к специалистам, которые предоставляют услуги по ведению бухгалтерского учета.
Этапы списания ОС
Правильное списание объекта основных средств подразумевает строгий алгоритм последовательных действий, а именно:
- создание ликвидационной комиссии
- составление заключения об объекте ОС
- принятие окончательного решения о судьбе объекта ОС – ликвидация, частичная ликвидация, списание имущества
- оформление приказа директора
- составление акта о списании основного средства по типовой или самостоятельной форме
- составление записей в учетных документах о списании объекта
Для составления акта о списании ОС можно воспользоваться одной из типовых форм – форма №ОС-4 (для одного ОС, кроме автотранспортного средства), форма №ОС-4а (для автотранспорта), форма №ОС-4б (для группы ОС).
Информация о списании объекта ОС вносится в инвентарную карточку учета.
Проводки по списанию ОС
Учет основных средств предприятия ведется на счете 01 и списывать объект необходимо с данного счета. При этом потребуется отразить все расходы, связанные с ликвидацией ОС. Балансовая стоимость ОС отражается в составе прочих расходов предприятия.
Проводки по списанию ОС выглядят следующим образом:
- отражение первоначальной стоимости ликвидируемого объекта ОС – Дт 01 – Кт 01
- отражение суммы накопленной амортизации – Дт 02- Кт 01
- отражение суммы накопленного обесценивания – Дт 02 – Кт 01
- списание балансовой стоимости ОС – Дт 91.2 – Кт 01